Фотограф Кирилл Арсеньев рассказывает о красоте голых и одетых людей, рассуждает, является ли мода искусством, вспоминает съемку с Евой Грин и объясняет, почему в каждом айфоне хранятся произведения искусства. Беседовала ВАРЯНИЦА ЕКАТЕРИНА.

 Как мне известно, всю свою сознательную жизнь ты посвящаешь себя фотографии. Зачем? Что ты хочешь сказать миру своими работами?

Потому что иначе — как-то немного не так.Как и любой творящий человек, начинает немного киснуть, когда не занимается любимым делом, так и я в общем-то снимаю, потому что иначе не могу.

Хочу сказать миру разные вещи, хотя, на самом деле, первым в голову лезет, то что ничего я не хочу говорить, и ничего не говорю, но по факту, даже когда снимаю, задумавшись, что-то уж совсем абстрактное, то все равно всегда можно уловить смысл и понять, что же я хотел этим сказать.

А если взять твои любимые фотографии, то о чем ты говоришь? Хочется понять, как именно ты чувствуешь словами ту красоту, которую хочешь поймать кадром.

Если брать из моей перманентной серии портретов, то это неспешность, беззаботность естественность, ощущение. Хочется показать людей такими, какие они есть, если отбросить всю мишуру, показать каждый миллиметрик, и какие-то особенности, нюансы, которые на первый взгляд могут и оттолкнуть, но если рассмотреть их, понять их уникальность, красоту, то они не то что будут притягивать — ты влюбляешься в них. Хочу показать то, как из каких-то кусочков, совершенно, казалось бы разных и не очень совместимых складывается волшебный образ, который невозможно забыть. Красота – это для меня монументализ какой-то, как памятник, что-то вечное, отстраненное и возвышенное. Можно взять первые 5-10 фотографий с главной страницы моего сайта — это и будет моя красота, ну, мне кажется дольше расписывать, чем просто взглянуть – а там всё становиться понятно.

IMG_2013

Среди твоих работ много голого тела и портретов с пронзительным взглядом. Ты как-то сказал, что чем меньше одежды на человеке, тем для фотографа лучше. По-твоему только полностью голый человек показывает перед камерой свою сущность?

В свободное, так сказать, от конкретики время, я люблю снимать людей, можно сказать что это такой фетишизм на лица. Очень нравится просто чистая красота, а одежда обычно отвлекает, задаёт какой-то ритм, мотив, смысл. Хочется уйти от всего этого и сфокусироваться именно на красоте поэтому, дело даже не в теле, а в абстрагировании от всего отвлекающего.

Как ты думаешь, зачем придумана и существует мода? Очень часто, особенно на мировых неделях моды, журналисты, критики и фешн-фотографы говорят, что мода и искусство неразрывно связаны, и что сама высокая мода является искусством. Ты как считаешь? 

Есть такое понятие как прикладное искусство, оно в целом-то довольно хорошо описывает саму форму существования отросли, то есть вроде как искусство, а вроде как человек одел, поносил сезон, повесил в шкаф и забыл. С одной стороны, глядя на знакомых дизайнеров одежды, обидно за людей, но с другой стороны — они же знали, куда шли и шили.

IMG_2027

Понятно, что есть Эрмитаж, с его корпусом костюмов разных народов всех времён, и у каждого через сто лет есть шанс выставляться там, но вот музея выставляющего современный костюм, я вот что-то не припомню, я конечно уверен и надеюсь, что он есть, но опять же таки, шансов туда попасть, наверно ещё меньше, чем в Эрмитаж. С другой стороны, когда я вижу вещи, которые люди делают, и их можно взять и потрогать, и даже надеть, я прихожу в восторг! Это же круче любого современного искусства, которое можно трогать! Я уж молчу, про всякие разные тряпочки, которые бывают такими приятными и разными на ощупь. Было время, я как-то сам частенько захаживал в магазины тканей и просто покупал тряпочки… конечно, я их использовал больше как фоны, но когда ты знаешь – что твой фон очень приятный на ощупь, что в него можно укутаться, какое-то другое ощущение сразу.

В общем-то безусловно, мода – искусство. Так же, как и с фотографией — есть абсолютно прикладная фотография, даже те же самые фотографии для модных журналов, которые в 99% случаев делаются на заказ, печатаются в журналах и забываются на этом, и лишь немногие из них, потом, годы спустя, уже попадают в галлереи и продаются на аукционах. Другое дело, что у фотографии больше шансов прожить годы, чем у платья, которое, даже если его наденут на один выход в свет, нужно ещё и правильно хранить, а не просто швырнуть на полку.

В фотографии как искусстве есть какие-то тренды? И насколько тяжело «выживать«вне рамок трендов?

Тренды есть, но я в основном как-то всё камерно делаю, не особо отвлекаясь на жизнь вокруг, поэтому за трендами к сожалению, а может быть и к счастью, не особо стремлюсь.

Фотография как искусство в нашей стране не сильно популярна. Это или пейзажи, или коммерческая фотография. Поэтому именно про тренды в искусстве фотографическом — наверно и нечего сказать. Сейчас мокрые калодии довольно распространены, но это чисто технический момент, который хорошо себя продаёт.

IMG_2018

Ты создаешь фотографии не только для выставок и частных коллекций, но и для журналов мод, которые по сути своей говорят об одежде. Как в таких случаях ты меняешь свое видение и восприятие человека, чтобы показать его красивым именно в одежде?

В целом журналы, с которыми я сотрудничал — Sobaka.ru, BillBoard, TimeOut, Viva и аналогичные, так или иначе рассказывают о личностях, а потом уже про их одежду, поэтому с журналами, как раз проблем нет, вот если уже какая-то съёмка коллекции, тогда уже говорить о человеке как бы не принято, но я в любом случае, снимаю прежде всего человека, будь то известный актёр, или модель только начинающая свою карьеру, для меня все люди в принципе равны и все одинаково прекрасны, а одежда их просто дополняет.

Раз уж ты упомянул про известных актеров, то расскажи с какими известными личностями ты работал?

Я фотографировал Дельфина, экс-солистку ВиаГра Надежду Грановскую, актрису Марину Александрову, Юлию Аршавину, Шнура, Юлию Ковальчук, телеведущую Ольгу Шелест, Юрия Чурсина, актрису Эмилию Спивак, Сергея Лазарева, русскую топ-модель Дашу Малыгину, актрису Екатерину Волкову, мужа Ксении Собчак и актера Максима Виторгана, телеведущую Оксану Федорову и даже Еву Грин.

Давай про Еву Грин поподробнее, все-таки голливудская звезда. 

Еву Грин я снимал для питерского журнала Sobaka.ru, кажется, в 2009 году. На днях мы с ассистентом как раз вспоминали, что она «как фарфоровая, только настоящая». Очень она приятная как человек.

IMG_2026

Хотелось бы, чтобы ты выразил свое понимание, когда фотография становится искусством?

Фотография — сама по себе уже искусство, поэтому она не становится искусством. Другое дело, что технологически я всё делаю так, чтобы она прожила хотя бы пару сотен лет, ну а об актуальности, естественно, уже не мне судить, а как минимум критикам, а лучше искусствоведам годы спустя.

Но ведь не любая фотография искусство? Снимок с телефона, фото на паспорт и другие виды, они же не претендуют называться искусством? Или все-таки степень мастерства фотографа и оригинальность его точки зрения «возвышают«конкретную фотографию над повседневностью? Может ли в данном контексте случайный снимок считаться произведением искусства?

Так нет ведь, как раз любой снимок с телефона — уже искусство, которое обладает такими же авторскими правами, как фотографии продающиеся на аукционах за миллионы. Есть целые фестивали мобилографии, об обычных выставках я и не говорю, которые проходят и в музеях в том числе, другой уже вопрос, как ты сумеешь подать и продать своё фото с телефона.

А по поводу случайности — это же вполне часто встречающаяся история в искусстве, в фото в частности — любой снимок на дальномерную камеру, можно назвать случайностью, так как в любом случае, фотограф не точно знает, что же попадёт в кадр в силу технических особенностей камер.

Так почему же мы не продаем свои «шедевры«за большие деньги?

Вот тут именно вопрос пиара. К слову, есть прямо профессиональные фотографы, которые снимают коммерцию на айфон, есть люди, которые заказывают свадебную съёмку, исключительно на айфон. Так, что в общем-то всё в наших руках!

IMG_2021

А почему ты не снимаешь на телефон? Быстро, легко и востребовано, судя по твоим словам. Насколько я знаю, к цифровой фотографии, даже на профессиональный фотоаппарат, ты равнодушен. Почему?

На телефон я, конечно, снимаю! В инстаграм! В 1999 году у меня была огромная цифровая мыльница кодак, выдававшая жипеги 640х480 пикселей, наверно, единственная цифровая камера на весь район. Я начинал снимать, когда ещё не было никакого выбора, между цифрой и плёнкой, просто небыло цифр. Ещё с тех времён фотография для меня — это то, что можно потрогать, когда я печатал квадратики 15х15см или, как сейчас — повесить во всю стену — так, чтобы ахнул, всяк туда входящий.

Ну, а цифровая фотография не интересует даже не из-за за того, что она плоха или хороша, я ничего против неё не имею, просто опять же в силу технических особенностей, плёнка, на которую я снимаю, очень большого размера «8х10» (это где-то 20х25 см), или даже 30х40 см, а матриц таких даже сегодня не делают, только сканерного типа, но стоят они совсем космических денег. К тому же, я люблю заниматься ручной печатью, поэтому в любом случае, цифра отпадает сама собой.

IMG_2025

В ноябре ты участвовал в групповой выставке «Говорит Москва» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», где снова показывал серию фотографий детей «КТО ТЫ БУДЕШЬ ТАКОЙ. Скажи, где теперь можно увидеть эти и другие выставочные твои проекты? И чем новым ты собираешься порадовать ценителей твоего творчества?

Всё как обычно— никакой конретики. Почему-то она появляется уже либо когда есть место под выставку, либо перед самой выставкой. Вообще сейчас, как и вся страна, я больше занят хозяйственными делами— наконец открыл мастерскую рядом с метро «Преображенская площадь», куда можно спокойно прийти, всё посмотреть, потрогать и сфотографироваться, конечно. Там же я всё печатаю и творю! Как раз, буквально недавно занялся скульптурой, пару работ уже были представлены в параллельной программе «МАНИФЕСТА-10» выставки «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ» в Rizzordi Art Foundation в Петербурге. Так что ждать – большего! Не то,что ухода от фотографии, а дополнения, расширения её. Не всё можно сказать и показать в плоскости, поэтому уже давно грезил идеей, заняться объёмом. Теперь всё в моих руках, начало уже положено: всякие смешения материалов и техник, это как классический гипс, так и современные пластики и эпоксидки, и дерево и железо.

http://www.arsenjev.com/